Литургическая поэзия


Литургическая поэзия
   поэтические произведения религиозноцерковного характера, исполняющиеся во время храмовых литургий католиков и православных христиан и молитвенных собраний протестантов. Эти произведения предназначены для хорового исполнения. Их главное предназначение в том, чтобы петь хвалу Богу, славить Его. В них слово веры, глас души облачены в поэтическую форму, которая, в зависимости от степени присутствующего в ней эстетического совершенства, служит более или менее удачным средством приближения человека к Богу, Этот жанр священного славословия возник в глубокой древности и связан с существовавшими у многих народов обычаями выражатьсвои религиозные чувства в торжественных песнопениях. Современная христианская литургическая поэзия восходит к ветхозаветным псалмам царя Давида, представляющим собой образец богослужебных поэтических миниатюр, непревзойденных по силе религиозного чувства и красоте слога. Именно Давид в 150 псалме сформулировал то, что условно можно назвать «программой» литургического поэтического творчества: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя» (Пс. 150).
   Помимо хвалебных и благодарственных песнопений псалмы включают песнопения-сетования, прошения и упования. Выразительность формы, присущая им, такова, что позволяет образам воздействовать не только на разум, но и на глубинные чувства верующего, его религиозно-художественное воображение. В псалмах представлена вся гамма доступных человеку чувств, которые он испытывает по отношению к Богу-Спасителю. Псалмопевец поет о своей любви к Господу, молит Его о помощи, плачет, кается, скорбит, размышляет, жалуется на судьбу и свою духовную немощь и надеется на милость Творца, на Его заступничество. В обнажении своего «сердца сокрушенного и смиренного» он ощущает особую сладость покаяния и приближающегося утешения, которое должно придти в результате катарсиса-очищения.
   Своеобразным развитием традиции псал- мотворчества следует считатьдеятельность тех «отцов» христианской церкви, которые обладали поэтическим даром и сами писали тексты для церковных песнопений. Григорий Богослов, Григорий Назианзин сочиняли гимны, которые представляют собой яркие образцы литургической поэзии.
   ◘ Лит.: Богословский П. Псалтирь как священно-художественное произведение //Странник, 1904. № 11; Григорьев И. Библейские псалмы и древневавилонские гимны // Православный собеседник. 1911. Ns 3: Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. - СПб., 1908.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Литургическая поэзия" в других словарях:

  • ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, поэтически художественное слово, рассчитанное на ритуальное повторение в обиходе христианской общины; этим Л. п. отличается внутри более широкого круга христианской поэзии вообще. Первоначально Л. п. была неотделима от… …   Литературный энциклопедический словарь

  • литургическая поэзия — духовные песнопения в христианских церквях, исполняемые во время богослужения. Название происходит от литургии (греч. leiturgia – общее дело, общественное деяние) – главной церковной службы так называемого суточного круга (т. е. ежедневной). На… …   Литературная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… …   Православная энциклопедия

  • Византия —         Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей В. был Константинополь, основанный императором Константином I в 324 330 на месте бывшей… …   Большая советская энциклопедия

  • Халупка — I Халупка (Chalúpka)         Само (27.2.1812, с. Горна Легота, Словакия, 10.5.1883, там же), словацкий поэт. Брат Я. Халупки (См. Халупка). Изучал богословие в Братиславе и Вене. Был священником, вёл просветительскую деятельность среди крестьян.… …   Большая советская энциклопедия

  • Грузинская литература — ЦЕРКОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнегрузинская церковная литература, с ее особым письмом (хуцури см. Грузинский язык), выделяется в особый участок грузинского литературоведения. В дошедших до нас лит ых памятниках раннего периода грузинского… …   Литературная энциклопедия

  • ИБН ГЕБИРОЛЬ — Соломон (ивр. Шломо бен Йеуда ибн Гвироль; араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джабируль; лат. Avicebron, Avencebrol, Avicebrol; 1021/22, Малага 1052, 1055 или 1058, Валенсия), средневек. евр. философ неоплатоник и поэт, живший в арабо мусульм.… …   Православная энциклопедия

  • Литургия часов — (лат. Liturgia horarum)  в Римско католической церкви (латинском …   Википедия

  • АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — (Антиохийский Патриархат [араб. , англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Antioch, франц. Patriarchat Grec Orthodoxe d Antioche, греч. Πατριαρχεῖον ̓Αντιοχείας]). В наст. время юрисдикция правосл. Антиохийского Патриархата распространяется на… …   Православная энциклопедия

  • Халупка Само — Халупка (Chalúpka) Само (27.2.1812, с. Горна Легота, Словакия, ≈ 10.5.1883, там же), словацкий поэт. Брат Я. Халупки. Изучал богословие в Братиславе и Вене. Был священником, вёл просветительскую деятельность среди крестьян. В литературу вступил в …   Большая советская энциклопедия